Что я чувствую? Как понять себя? 8 дискомфортных переживаний

10 апреля 2023 года

«Если освободить проблему от эмоций - останется просто ситуация»

Чувства мотивируют нас совершать определенные действия, сообщают нам об удовлетворении или нарушении определенных потребностей, говорят о наших ценностях.

Сейчас представьте для примера менеджера, которому предлагается повышение по службе. Он оценивает предложение с рациональной точки зрения как выгодное - больше оклад, выше статус, другие интересные профессиональные задачи - и, в целом, он сам этого желает. Но, по каким-то внутренним причинам (часто иррациональным), он не может решиться - возникают сомнения, опасения, находятся доводы против такого решения и т.д. В конце концов, человек может так и не согласиться на предложение о повышении, аргументируя это своей некомпетентностью или обесценивая вовсе свою работу.

Действительно, необходимо учитывать как преимущества, так и недостатки при принятии подобных решений. Но сейчас мы рассматриваем случай, когда человек отказывается под влиянием собственных дискомфортных переживаний.

В данном примере, может иметь место тревога, связанная с тем, что человек опасается столкнуться с неудачами и не сможет полноценно выполнять новые функции. Или может испытывать переживание по поводу другого чувства - например, страх испытать стыд, если что-то действительно пойдет не так.

Здесь мы и приходим к теме «посыла» чувств. Каждое дискомфортное переживание мотивирует совершить действие, которое в итоге вернет нас к гармонии. Существуют различные списки чувств и эмоций. Я приведу пример классификатора Владимира Макулова, которым пользуюсь при работе с клиентами.

1. Страх. Его цель – восстановить безопасность.

2. Обида. Ее цель – восстановить справедливость для себя.

3. Вина. Ее цель – восстановить справедливость для других.

4. Скука. Ее цель – мотивировать вас на значимые изменения.

5. Грусть. Ее цель – компенсировать потерю.

6. Одиночество. Его цель – создать значимые отношения.

7. Стыд. Его цель – дать вам почувствовать собственную важность и ценность.

8. Злость. Нейтрализовать боль.

(классификация по makulov.com)

Как правило, клиенты обращаются с проблемой, которая приносит именно негативные переживания. Но что делать с положительными эмоциями и переживаниями?

Приятные, положительные переживания приходят вслед за удовлетворением ваших внутренних потребностей, например в уважении, близости, принятии. Таким образом, ваш мозг сообщает, что вы делаете все правильно с точки зрения выживания.

В вышеописанном примере менеджер, при работе с психологом, может разрешить проблему тревоги и почувствовать уверенность, чтобы более комфортно приступать к новой должности.

Трудность клиентов может состоять в том, что они не понимают, какое положительное состояние хотят почувствовать вместо дискомфортного.

Приведу примеры таких состояний и в чем может состоять их послание:

Спокойствие - говорит о том, что вам безопасно.

Уверенность - говорит о том, что вы справитесь с ситуацией или задачей.

Радость - говорит о том, что вы счастливы.

Интерес - говорит о том, что вы открыты новому.

Комфорт - говорит о том, что вы делаете так, как считаете нужным для себя.

Достоинство - признание своего права на то, чтобы что-то иметь или кем-то быть.

Уважение - говорит о том, вы даете право другому быть другим

Благодарность - говорит о том, что вы признаете пользу действий другого человека или обстоятельств для вашей жизни