«Если освободить проблему от эмоций - останется просто ситуация»
Чувства мотивируют нас совершать определенные действия, сообщают нам об удовлетворении или нарушении определенных потребностей, говорят о наших ценностях.
Сейчас представьте для примера менеджера, которому предлагается повышение по службе. Он оценивает предложение с рациональной точки зрения как выгодное - больше оклад, выше статус, другие интересные профессиональные задачи - и, в целом, он сам этого желает. Но, по каким-то внутренним причинам (часто иррациональным), он не может решиться - возникают сомнения, опасения, находятся доводы против такого решения и т.д. В конце концов, человек может так и не согласиться на предложение о повышении, аргументируя это своей некомпетентностью или обесценивая вовсе свою работу.
Действительно, необходимо учитывать как преимущества, так и недостатки при принятии подобных решений. Но сейчас мы рассматриваем случай, когда человек отказывается под влиянием собственных дискомфортных переживаний.
В данном примере, может иметь место тревога, связанная с тем, что человек опасается столкнуться с неудачами и не сможет полноценно выполнять новые функции. Или может испытывать переживание по поводу другого чувства - например, страх испытать стыд, если что-то действительно пойдет не так.
Здесь мы и приходим к теме «посыла» чувств. Каждое дискомфортное переживание мотивирует совершить действие, которое в итоге вернет нас к гармонии. Существуют различные списки чувств и эмоций. Я приведу пример классификатора Владимира Макулова, которым пользуюсь при работе с клиентами.
1. Страх. Его цель – восстановить безопасность.
2. Обида. Ее цель – восстановить справедливость для себя.
3. Вина. Ее цель – восстановить справедливость для других.
4. Скука. Ее цель – мотивировать вас на значимые изменения.
5. Грусть. Ее цель – компенсировать потерю.
6. Одиночество. Его цель – создать значимые отношения.
7. Стыд. Его цель – дать вам почувствовать собственную важность и ценность.
8. Злость. Нейтрализовать боль.
(классификация по makulov.com)
Как правило, клиенты обращаются с проблемой, которая приносит именно негативные переживания. Но что делать с положительными эмоциями и переживаниями?
Приятные, положительные переживания приходят вслед за удовлетворением ваших внутренних потребностей, например в уважении, близости, принятии. Таким образом, ваш мозг сообщает, что вы делаете все правильно с точки зрения выживания.
В вышеописанном примере менеджер, при работе с психологом, может разрешить проблему тревоги и почувствовать уверенность, чтобы более комфортно приступать к новой должности.
Трудность клиентов может состоять в том, что они не понимают, какое положительное состояние хотят почувствовать вместо дискомфортного.
Приведу примеры таких состояний и в чем может состоять их послание:
Спокойствие - говорит о том, что вам безопасно.
Уверенность - говорит о том, что вы справитесь с ситуацией или задачей.
Радость - говорит о том, что вы счастливы.
Интерес - говорит о том, что вы открыты новому.
Комфорт - говорит о том, что вы делаете так, как считаете нужным для себя.
Достоинство - признание своего права на то, чтобы что-то иметь или кем-то быть.
Уважение - говорит о том, вы даете право другому быть другим
Благодарность - говорит о том, что вы признаете пользу действий другого человека или обстоятельств для вашей жизни